Архитектор кудесник Хундертвассер

Жильцы этого венского дома недовольны – а вам бы понравились бесконечные толпы желающих проникнуть во все мельчайшие щели туристов? Удивительно, но этот фантастический объект является обычным многоквартирным зданием, населенным обычными людьми. Дом Хундертвассера (нем. Hundertwasserhaus) был построен в Вене по проекту австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера в 1983—1986 годах. Публикуем видео-сюжет для тех, кому не довелось еще увидеть этот полет творческой мысли вживую, а также рассказ об авторе.

Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser), в будущем Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser) родился 15 декабря 1928 года в Вене. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (СтоHundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).

Хундервассер известен во всем мире как архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле. Прямые линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии. Дома с упорядоченными линиями фасадов он уподоблял концлагерю, считая, что каждое окно индивидуально и имеет право на свою жизнь.

Его Идеальный Дом – это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.

Досье Дома Хундертвассера

Идея здания – Фриденсрайх Хундертвассер

Архитектор – Питер Пеликан

Период строительства – с 18 августа 1983 по 15 октября 1985 года

Жилая площадь – 3 784 м2 (около 19 м2 на человека)

Количество квартир – 52

Количество жильцов – около 200 человек

Размер квартир – от 30 до 150 м2

Дополнительные помещения – зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы, пять магазинов

Количество посаженных на территории деревьев – 250

Выше: Дом в Бад-Зодене. Проект Фридриха Хундертвассера.

“Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде”, – говорил великий мастер.

Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Хундервассер считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.

Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его почему, вы носите разные носки? Он всегда отвечал: А почему, собственно, вы носите одинаковые?!

Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция.

Дом Хундертвассера на Левенгассе

Эта жилая постройка в стиле сказок братьев Гримм, расположенная в 3-м округе респектабельной Вены и именуемая Домом Хундертвассера, немало покоробила достопочтенную европейскую публику. Далеко не все жители аристократичной австрийской столицы пришли в восторг, увидев эту “сказку” в готовом виде. Главного идеолога обвиняли в том, что коль уж соорудить это жилище гномов ему было позволено, то он, войдя во вкус, будет всячески стремиться к тому, чтобы порушить старую имперскую архитектуру, извести на корню знаменитый стиль бидермайер. Впрочем, немало было и тех, кто, глядя на этот “пряничный” дом, блаженно улыбался, вспоминая сказки, прочитанные в детстве, и втайне мечтал стать счастливым обладателем одной из имеющихся в нем 52 квартир. А сделать это, кстати, и было, и есть совсем не легко – задолго до конца строительства “содержимое” этого муниципального жилья было распродано вчистую, причем за немалые деньги.

Выше: Детский сад во Франкфурте. Проект Фридриха Хундертвассера.

Хундертвассер хотел построить идеальный дом, где люди чувствовали бы себя уютно и были счастливы. Для строительства использовались исключительно кирпич и дерево. Фасад Дома на Левенгассе не только имеет необычное цветовое решение, но и выполнен с тем расчетом, чтобы ни дожди, ни ветры в течение долгого времени не смогли оказать на него губительного воздействия. Хундертвассер настоял на том, чтобы цветная штукатурка была не только изготовлена вручную, но и наложена точно таким же образом. В продолжение излюбленной темы (прямая линия “безбожна”!) все выложенные плитками полы в доме он сделал неровными, чем-то напоминающими лесные дорожки и горные тропы. А неровно отштукатуренные и грубо покрашенные стены похожи на занавески и даже напоминают морские волны. Все углы – подоконники, дверные косяки, оконные проемы – закруглены.

После Дома в 1988-м последовала перестройка ставшего знаменитым на весь мир венского мусоросжигательного завода Спиттелау, который Хундертвассер также превратил в сказку – хоть и совсем в другую, но тоже добрую и разноцветную.

Выше: Мусоросборочная фабрика в Вене-Шпиттелау. Проект Фридриха Хундертвассера.

Выше: Туалет в городе Кавакава, Новая Зеландия. Проект Фридриха Хундертвассера.

Хундертвассеру повезло – ему довелось еще при жизни стать возвеличенным, что, как известно, с художниками случается нечасто. Была исполнена и его последняя воля – он нашел свой приют там, где больше всего хотел – в столь любимой им Новой Зеландии. Смерть настигла его в море, словно напомнив о том, как еще в ранней молодости он выбрал для себя совершенно новое, особое имя вместо того, что было дано ему при рождении. Ведь “Хундертвассер” в переводе с немецкого означает “сто вод”…

Выше: Туалет в городе Кавакава, Новая Зеландия. Проект Фридриха Хундертвассера.

В 1991-м, и опять же в родной ему Вене, им был закончен Музей современного искусства (Кунстхаусвьен), снова ставший живым воплощением сказочных мотивов. Надо отдать должное: Вена при всем своем стремлении к традиционализму не только признала “блудного сына”, но и сумела по достоинству оценить его талант, удостоив Хундертвассера Почетной золотой медали города. Не менее благодарной оказалась и одна из земель Австрии, юго-восточная Штирия, обязанная Хундертвассеру зданием кирхи и архитектурным комплексом знаменитого водного курорта Рогнер-Бад-Блюмау. Здесь он получил вторую Почетную медаль. Впрочем, уже будучи признанным во всем мире, он не гнушался никакой работы, с увлечением разрабатывая эскизы почтовых марок, телефонных карт, жетонов для казино и даже флагов для отдельных регионов и государств.

Выше: Зелёная цитадель в Магдебурге. Проект Фридриха Хундертвассера.

Выше: Церковь Св. Барбары в Бернбахе. Проект Фридриха Хундертвассера.

Статья взята с сайта www.arhinovosti.ru.

Комментарии