Круглый стол «Проблемы межведомственного взаимодействия при организации трудовой занятости молодых людей с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями», Колледж №21, 26.06.2013

Опубликовано: 06.09.2013

 

Рекомендации

Круглого стола «Проблемы межведомственного взаимодействия при организации трудовой занятости молодых людей

с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями»

26 июня 2013 г.

Участники обсуждения, констатируя некоторые положительные изменения в организации профессионального обучения молодых людей с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями, в то же время отмечают отсутствие государственной системы поддержки и сопровождения профессионального обучения и трудовой занятости данной категории людей с инвалидностью. По нашим приблизительным оценкам в ближайшие годы молодые люди с указанной инвалидностью не будут охвачены профессиональной подготовкой в учреждениях образования хотя бы просто из-за нехватки специальных подразделений в колледжах и других образовательных учреждениях.

Кроме того, с учетом мирового опыта считаем необходимым предусмотреть возможность организации различных видов общественно-полезной дневной занятости для большой группы молодых людей с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями, которые не смогут быть занятыми на открытом рынке в силу особенностей своего состояния.

Поэтому все участники Круглого стола считают необходимым разработать концепцию организации трудовой и общественно-полезной занятости лиц с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями с участием представителей исполнительной власти, общественных и родительских организаций.

В результате обсуждения участниками Круглого стола выработаны следующие рекомендации.

  1. Департаменту образования города Москвы, Департаменту здравоохранения городу Москвы, Главному бюро МСЭ. Необходимо провести мониторинг на предмет определения в Москве количества и потребностей инвалидов вследствие тяжелых интеллектуальных нарушений и психических расстройств для определения направления их профессионального обучения с перспективой дальнейшей их трудовой или общественно-полезной дневной занятости.

Наличие этой информации позволит провести анализ потребностей города в создании мест для профессионального обучения и трудовой или общественно-полезной дневной занятости лиц с данной категорией инвалидности.

  1. Департаментам труда и занятости населения, социальной защиты населения города Москвы, Главному бюро МСЭ.Провести анализ вариантов возможной трудовой и общественно-полезной дневной занятости и внести соответствующие рекомендации в ИПР лиц с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями с учетом следующих возможностей организации для них мест занятости:

— создание специальных рабочих мест на открытом рынке труда с обязательным сопровождением;

обеспечение общественно-полезной дневной занятости (включая специализированные мастерские и центры дневного пребывания) по месту жительства.

  1. Департаменту образования города Москвы, Департаменту здравоохранения города Москвы, Главному бюро МСЭ. Отработать методику разработки рекомендаций для ИПР в части мероприятий профессиональной реабилитации. При разработке этих рекомендаций в обязательном порядке должны быть учтены рекомендации специалистов, работающих с конкретным инвалидом.

Нам кажется правомерным указывать в ИПР образовательное учреждение, в котором рекомендуется получать профессиональное обучение без четкой привязанности к определенной профессии, тем самым подчеркивая возможность в случае объективных трудностей сменить профиль профессионального обучения на другой в том же образовательном учреждении.

  1. Департаментам труда и занятости населения, социальной защиты населения и образования города Москвы. Разработать механизм внедрения в практику профессиональной реабилитации системы сопровождения людей с инвалидностью .Разработать стандарты сопровождения лиц с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями в период их профессиональной реабилитации, которые позволят рассчитать финансовые затраты на сопровождение.

  1. Департаменту труда и занятости населения города Москвы. Обратиться к Правительству Москвы с просьбой рассмотреть вопрос о внесении поправки в закон о квотировании в отношении возможности использования средств, предоставляемых из фонда квотирования на создание специальных рабочих мест, на сопровождение работника с ограничениями жизнедеятельности трудовым куратором.

Для создания условий труда работнику с интеллектуальными и психическими нарушениями зачастую требуется не дорогостоящее оборудование, а постоянная поддержка и сопровождение на рабочем месте.

  1. Департаменту труда и занятости населения города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы. Предусмотреть создание мест трудовой и общественно-полезной дневной занятости для лиц с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями в шаговой доступности от места их проживания, на первых порах – хотя бы в каждом округе города. Префектурам рассмотреть вопрос о льготах по аренде помещений для создания рабочих мест для лиц с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями как на открытом, так и на закрытом рынке труда.

  1. Департаменту труда и занятости населения города Москвы. Считаем необходимым создание в городе специализированного учреждения – Центра профессиональной реабилитации инвалидов.

Предполагается, что учредителем такого Центра может быть Департамент труда и занятости города Москвы, он станет осуществлять свою деятельность во взаимодействии сДепартаментом социальной защиты населения города Москвы и Департаментом образования города Москвы, Главным бюро медико-социальной экспертизы, реализуя ст.24 закона г.Москвы от 01.10.2008 №46 «О занятости населения в городе Москве».

Для справки: Статья 24. Содействие социально-трудовой адаптации лиц, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ.

1. Содействие социально-трудовой адаптации лиц, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ, в городе Москве осуществляется специализированными государственными учреждениями, обеспечивающими медицинское и психолого-педагогическое сопровождение, учебно-производственный процесс и трудоустройство указанных лиц. 2. Социально-трудовая адаптация лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется на основе анализа потребностей города Москвы в работниках с профессиональными навыками в определенных видах экономической деятельности и включает в себя следующие этапы: 1) выявление склонности граждан к определенному виду экономической деятельности путем ознакомления с технологическими процессами; 2) приобретение гражданами профессиональных навыков самостоятельного выполнения на адаптированном рабочем месте определенной операции или определенного технологического процесса, в том числе подготовка и переподготовка граждан в случае возникновения трудностей при освоении новых технологических операций; 3) трудоустройство в организации, в том числе использующие надомный труд; 4) оказание содействия работодателям при организации специализированных рабочих мест, а также при трудовой реабилитации граждан; 5) социально-трудовой патронаж, осуществляемый временно или постоянно специалистами специализированного государственного учреждения путем сопровождения граждан при их трудоустройстве и реабилитации на рабочем месте.

В рамках такого Центра должен осуществляться адресный подход к нуждам каждого человека с инвалидностью, происходить отработка его трудового маршрута, в том числе деятельность специалистов Центра должна способствовать облегчению понимания работодателями своих задач и путей их решения, оздоровлению общественного мнения, направленного как на принятие самого понятия инвалидности, так и участия в процессе инклюзии во все сферы общественной жизни граждан с ограничениями жизнедеятельности.

  1. Департаменту науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Планировать проведение выставок продукции и услуг предприятий, использующих труд инвалидов. Это будет, во-первых, способствовать решению проблемы формирования заказов для подобных предприятий, а, во-вторых, обеспечивать условия для распространения социальной рекламы в городе.

  1. Государственной налоговой службе рассмотреть вопрос о механизмах компенсации средств предприятиям на покрытие недополученных доходов при использовании труда инвалидов с тяжелыми психическими и интеллектуальными нарушениями.

Комментарии