Общероссийская общественная организация инвалидов
вследствие психических расстройств и их семей
«Новые возможности»

IV межрегиональное совещание
Избранные материалы

Работа с семьей: психообразование и психотерапия

В. А. Празднова
Московский НИИ психиатрии

Семейная терапия – одно из ведущих направлений научно- практической деятельности нашего института. Работа с семьями опирается на психообразовательный подход и объединен с медикаментозной терапией. Взгляд семьи на состояние пациента в течении образовательных занятий изменяется постепенно, этот процесс занимает около года. При этом программа образования – лишь начало работы с семьей. С рядом семей параллельно ведется психотерапевтическая работа. Психотерапевт и семья объединяются для создания новой терапевтической системы. Психотерапевт становится «внутрисистемным катализатором» терапевтических изменений. В семье структура организована вокруг взаимоотношений родитель-ребенок, муж-жена. Работая с семьями, мы придерживаемся следующих принципов: сотрудничество всех лиц, осуществляющих уход за пациентом; формирование единого подхода к взаимодействию, к преодолению трудностей; ответственность членов семьи друг перед другом; уважение и принятие детьми потребности родителей жить и своей жизнью, признание родителями потребности детей в определенной независимости. Семья должна установить ограничения на неприемлемое для нее поведение.

Соответственно этим принципам, мы определили и цели, которые различались в зависимости от типа семьи: родительская (с двумя или одним родителем) или супружеская. Если пациент живет с двумя родителями, следует укреплять союз родителей, поощряя выработку согласованных действий; поддерживать баланс власти между родителями таким образом, чтобы они в равной мере разделяли ответственность за пациента. Очерчивать границы между родителями и детьми, чтобы даже страдающие психическими расстройствами могли продвигаться к независимости (при этом указав на возможности родителей проводить время без пациента, не испытывая чувства вины). Для семьи с одним родителем важно укреплять его внесемейные связи для получения эмоциональной поддержки. Осуществлять помощь в создании мотивации у пациента к поиску интересов, занятости, общения вне рамок семьи. Эффект помощи значительнее, если занятия ведутся с отдельной семьей. Мы стремимся к гармоничной, основанной на доброте и искренности связи и рабочих взаимоотношениям с семьей.

Не все родственники желают участвовать в занятиях, так как они страшатся любых изменений, которые якобы могут ухудшить ситуацию, а сложившееся положение пусть и тяжелое, но предсказуемо. У других – опустились руки после многолетней борьбы с болезнью и сформировалось убеждение, что ничего нельзя сделать, а предлагаемая помощь – пустая трата времени. Но мы вновь и вновь убеждаем сомневающихся и отчаявшихся, что позитивные изменения возможны, но они происходят постепенно. Мы ориентируемся на запросы семьи, подчеркиваем порой заметные или незаметные достижения. Образование родственников и работа с семьями позволяют выявить их основные проблемы, что важно для профилактики обострений душевной болезни.