Общероссийская общественная организация инвалидов
вследствие психических расстройств и их семей
«Новые возможности»

V межрегиональное совещание

Психообразовательная работа с психически больными и их родственниками
Л. И. Сальникова
(Москва)

Психообразовательная работа является одним из самых важных подходов к обучению и психосоциальному лечению больных с психической патологией, считается наиболее значимой составляющей психосоциального вмешательства в многогранной системе психосоциальной реабилитации больных шизофренией и их родственников. Образовательные программы  стали неотъемлемой частью современного лечебно-реабилитационного процесса и включены в отраслевые стандарты экономически развитых стран. В нашей стране есть целые больницы, в которых групповая психосоциальная терапия и, в частности, психообразование стали рутинной и проводятся наряду с фармакотерапией во всех отделениях и службах. Сегодня это такой же, не менее значимый, комплекс терапевтических воздействий, как и биологическая терапия. Основной целью психообразования является не только предупреждение повторных обострений и регоспитализаций, но и интеграция психически больных в социальную реальность, в общество. Психобразовательные программы ставят перед собой две основные задачи. Это собственно «образование», когда пациент не только получает информацию о своем психическом заболевании, симптоматике, типах течения, прогнозе, факторах, предрасполагающих или способствующих душевному расстройству, но обучается способности оценить и своевременно распознать ранние симптомы обострения и рецидивов, жизненные стрессоры, запускающие очередное ухудшение, а также стратегии совладания с болезненными проявлениями. Психообразование включает соответствующие сведения о лекарственной терапии и направлено на изменение отношения к ней. Участники группы обеспечиваются  оптимальной и непротиворечивой информацией о лекарствах, механизмах их действия, основных эффектах и побочных действиях препаратов. Вырабатывается установка на следование рекомендациям врача, соблюдение комплайенса. Вторая задача, которая по значимости не только не уступает первой, а в некоторых случаях, например, у хронически психически больных выходит даже на первое место, это обеспечение «психосоциальной поддержки» с созданием или расширением социальной сети.

Немаловажное значение имеет и то, что одна и та же информация (например, о болезненных переживаниях) может вызывать сопротивление, если исходит от лечащего врача или ведущего группы,  но легче принимается друг от друга при интерактивном обучении. Групповая ситуация способствует социальной интеграции, когда можно открыто выражать свои чувства, ощущать свою принадлежность к группе и свою активную роль в ней, быть равным среди равных, видеть, что и у других тоже есть сходные проблемы и болезненные переживания. Групповой подход способствует тому, что больные могут научиться чему-то друг у друга, а не только от профессионалов. В процессе работы появляется возможность ознакомиться с разными мнениями по поводу обсуждаемых проблем и увидеть различные формы поведения в определенной ситуации.

Хорошо информированные и ответственные больные и родственники могут улучшить результаты терапии и исходы тяжелых психических расстройств. Все это в конечном итоге обеспечит повышение качества психиатрической и психосоциальной помощи пациентам.

Содержание